Стресс - так ли он страшен?
Хорошо знакомое всем нам слово стресс означает широкий круг состояний повышенной напряженности, в ответ на разнообразные неприятные воздействия. Для руководителя, к сожалению, стрессовые ситуации - составная часть работы.
К основным стрессорам (факторам, провоцирующим стресс) управленцев относятся:
- информационная нагрузка, ведь нужно быстро обрабатывать массу новых сведений;
- информационная неопределенность;
- ответственность;
- недостаток времени;
- межличностные конфликты;
- внутриличностные конфликты - если положение сотрудника его по каким-то причинам не устраивает;
- множество разноплановых задач;
- внешние факторы (недомогание, пробки на дорогах, ненастье и т. п.).
Порой мобилизация руководителя даже идет на пользу делу. Известно, что человек в состоянии умеренного стресса зачастую способен на большее, в сравнении с обычным состоянием.
Такое состояние в психологии называется эустресс. Когда же напряжение все растет, возникают торможение или суетливость.
Это - дистресс, и именно его обычно подразумевают, когда говорят о негативном влиянии стресса на нашу жизнь.
Постоянный стресс влечет за собой развитие невроза – а он служит катализатором для появления целого букета болезней, вплоть до инфаркта и инсульта!
В большинстве случаев можно выделить признаки, помогающие определить, находится ли человек в состоянии стресса или нет:
- рассредоточенность,
- повторение нелепых ошибок,
- ухудшение памяти,
- постоянное чувство усталости,
- неожиданное появление болей в спине, голове или в области желудка,
- повышенная возбудимость,
- отсутствие удовольствия от работы и невозможность закончить ее в срок
Мы перечислили основные признаки того, что вы находитесь в состоянии стресса. И начать, как водится, надо с себя.
Антистрессовые правила поведения:
1. Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.
2. Не слишком полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник.
3. Планируйте наперед, старайтесь не затягивать с делами.
4. Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать безупречно. Совершенство не всегда достижимо.
5. Считайте ваши удачи. На каждое сегодняшнее невезение, скорее всего, найдется десяток случаев, когда вы были успешны. Чаще вспоминайте о хорошем.
6. Старайтесь выбирать круг общения, не слишком склонный к постоянному беспокойству и тревоге.
7. Во время работы периодически вставайте и делайте элементарные упражнения, не сидите весь день в одном и том же положении.
8. Высыпайтесь.
9. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете.
10. Дышите медленно и глубоко - филиология поможет вам успокоиться и внутренне.
11. Заботьтесь о себе, делайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида - это очень тонизирует.
12. Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее.
13. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны.
Ну и, конечно же, обратите внимание на правильное питание и регулярные физические упражнения!
Хотя стресс является неизбежной частью нашей жизни, чрезмерный и неуправляемый стресс создает проблемы для работников и организации в целом. Тут нам, как руководителям, пригодится еще несколько правил стресс-менеджмента.
Снижение уровня стрессов в коллективе
1. Почаще думайте о своей оценке способностей и склонностей ваших сотрудников, взвешивайте все данные. Приводите объем поручаемых заданий в соответствие с этими качествами.
2. Обозначьте четкие функции, полномочия и пределы ответственности сотрудников.
3. Не взрывайтесь, если подчиненный отказывается от полученного задания. Лучше спокойно обсудите с ним причины отказа.
4. Как можно чаще демонстрируйте подчиненным свое доверие и поддержку их инициатив.
5. Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной рабочей ситуации. Не нужно все время ходить в одной и той же маске.
6. При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь намерения и обстоятельства, в которых действовал человек, а не его лично - избегайте громких оценочных суждений.
7. Не исключайте компромиссы, уступки, при необходимости - извинения.
8. Поставьте табу на сарказм в отношении подчиненных.
9. Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.
10. Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений.
Поделиться
Подпишитесь на бесплатную рассылку «Удвоение продаж магазина одежды»
Отправляя личные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности